Экспериментальное изучение Вселенной

Современная концепция космологии предполагает, что законы природы, выявленные на основе изучения весьма скромной части Вселенной, чаще всего на основе опытов на нашей планете, могут быть экстраполированы на существенно большее пространство, в идеале - и на всю Вселенную.

Вывод о том, что наша Вселенная будет расширяться вечно со всё увеличивающейся скоростью, был признан самым важным научным открытием последнего года 20-го века. Две группы астрономов, тщательно исследуя свет, приходящий к нам от самых удаленных звезд, пришли к выводу, что вещество во Вселенной разлетается всё быстрее и быстрее. Мало того, этот разлёт будет продолжаться вечно. В работах принимали участие американские астрономы из университетов Вашингтона, Сиэттла и Берклиевской национальной лаборатории в Калифорнии. Позднее их результат был подтверждён и другими группами исследователей. Впервые за весь прошедший век сделано ясное высказывание о сценарии развития Вселенной на экспериментальной основе. До сих пор теоретики рассматривали все возможные варианты: бесконечный разлёт, сжатие, неизменная Вселенная.

«Давно уже наука не получала ответа на столь фундаментальный вопрос», — подчеркивает Флойд Блюм, главный редактор журнала «Science». В своей колонке издателя, открывающей журнал, Блюм обращает внимание на то, что полученный результат возрождает очень популярную в начале века идею (энергично опровергавшуюся Альбертом Эйнштейном) о том, что есть сила расталкивания между массами вещества, работающая против гравитационной силы притяжения. Наличие такой силы могло бы помочь объяснить открытый разлёт Вселенной.

В соответствии с последними космологическими концепциями, Вселенная расширяется при отсутствии центра расширения: из любой точки Вселенной картина расширения должна представляться совершенно одинаковой, а именно, у всех галактик будет красное смещение, пропорциональное расстоянию до них. Окружающее пространство как бы раздувается.

31 октября 2011