Шторм на Сатурне

Космическим аппаратом NASA «Кассини» был зафиксирован чрезвычайно редкий массивный шторм на Сатурне. Материалы, которые подробно описывают данное явление, будут опубликованы в Astrophysical Journal. Данные демонстрируют рекордные нарушения в верхних слоях атмосферы планеты даже после угасания видимых признаков бури. Подобный вид гигантских нарушений в атмосфере Сатурна происходит, как правило, один раз в тридцать земных лет, что равняется одному году Сатурна.

Стоит напомнить, что первый раз шторм был обнаружен в декабре 2010 года на широте тридцать пять градусов в северном полушарии газового гиганта. С тех пор он разросся до такой степени, что смог опоясать всю планету. Площадь атмосферного явления составляет более четырёх миллиардов квадратных километров. Новый шторм, это далеко не первый о котором стало известно учёным. Ещё в 1990 году "Хаббл", который только начал свою работу, смог обнаружить на Сатурне подобное атмосферное явление. За несколько лет изучения исследователями было предложено несколько версий, которые объясняли возникновение шторма. Доминирующей версией была та, которая предполагала конвенцию водяных паров, вызывающей сезонные изменения в температуре верхних слоёв планеты.

Данные из композитного инфракрасного спектрометра "Кассини" показали, что буря сформировала в стратосфере Сатурна сильнейший разряд, который повысил температуру на сто пятьдесят градусов по Фаренгейту выше нормальной. Одновременно с этим исследователи из центра полётов НАСА в Гринбелте смогли обнаружить значительное повышение количества этилена, происхождение которого до сих пор остаётся неразгаданным. Этилен является газом, который не имеет цвета и запаха. Ранее на Сатурне никогда не наблюдался, и поэтому его присутствие стало полной неожиданностью для учёных. На земле он существует в качестве продукта жизнедеятельности человека, в том числе включая природные источники.

Группа учёных продолжает изучать этилен, хотя уже исключила гипотезу о наличие резервуара в глубине атмосферы. Так же учёные из центра космических исследований имени Годдарда описывают в работе беспрецедентный выброс энергии.

Присутствие красных, оранжевых и зелёных облаков в северном полушарии Сатурна указывают на последствия мощнейшего шторма 2010-2011 годов. После того, как видимые признаки начали исчезать, космический аппарат продолжил изучения её воздействия на стратосферу планеты. Подобный скачок температуры на Сатурне практически невероятен, особенно это касается той части атмосферы, которая обычно находится в стабильном состоянии. Чтобы получить такое же масштабное изменение температуры на Земле, требовалось бы перейти от глубокой зимы на Аляске в разгар лета в пустыню Мохаве.

Это первый шторм, который исследовался космическими аппаратами с околопланетной орбиты. Так же это является первой возможностью для того, что бы иметь возможность рассмотреть происходящее в инфракрасном температурном диапазоне, то есть отследить явления, которые невозможно увидеть. Изменения температуры, которые были зафиксированы CIRS, помогли выявить два необычных маяка, где воздух имел свечение и был теплее, чем обычно.

После исчезновения внешних признаков бури, CIRS показал, что между маяками произошло слияние, а температура при этом поднялась более чем до шестидесяти четырёх градусов по Фаренгейту. В это же время всплеск этилена достиг своего максимума, что является в сто раз больше обычного, чем ранее считалось учёными допустимым для Сатурна.

15 ноября 2012