Астрономы обнаружили в созвездии Золотой рыбы "беглую" планету

Чилийский телескоп VLT и его гавайский собрат CFHT помогли учёным обнаружить в созвездии Золотой рыбы небольшой объект, который имел неизвестную природу, и в дальнейшем доказать, что данный объект является сбежавшей от своей родной звезды планетой. Это небольшое звёздное скопление располагается на довольно близком от Земли расстоянии, всего шестьдесят пять световых лет, что делает его удобной для наблюдений целью.

Астрономы осуществляли наблюдение за движущейся группой звёзд АВ Золотой Рыбы, которое является семейством из тридцати молодых звёзд и которые сформировались примерно в одно и то же время. Это небольшое скопление находится сравнительно недалеко от Земли и при помощи оптических телескопов за ним крайне удобно проводить наблюдения.

Когда учёные изучали снимки скопления в инфракрасном диапазоне, которые были получены при помощи приборов SOFI и WIRCam в составе телескопов NTT и CFHT, на снимках ими был замечен тусклый, но очень интересный объект, который получил индекс CFBDSIR2149. Если судить по его размерам и яркости, то он может представлять собой одновременно и крупную планету-гигант и коричневый карлик, то есть несостоявшуюся звезду, у которой масса недостаточно велика для начала термоядерных реакций в её центре.

Близкое расположение CFBDSIR2149 к Земле дало возможность астрономам определить его сущность, изучив спектр инфракрасного излучения. Для этого учёным понадобился спектрограф X-Shooter, который подключен к телескопу VLT в чилийской обсерватории Параналь, так как у двух других телескопов не хватало чувствительности для получения достоверных данных о спектре.

Проведённый анализ спектра показал, что этот объект является планетой-гигантом с массой в три-семь раз больше, чем у Юпитера. В пользу этой теории говорит относительно небольшой возраст планеты, низкая температура её поверхности, которая составляет четыреста тридцать градусов по Цельсию и близкое расположение к звёздам из скопления АВ. Согласно расчётам астрономов, вероятность того, что CFBDSIR2149 является планетой, более девяноста пяти процентов, что почти отметает гипотезу о коричневом карлике.

Дальнейшее изучение планеты должно дать подтверждения, что CFBDSIR2149 представляет собой беглую планету. Её можно применять в виде модели понимания физических свойств и поведения схожих экзопланет, которые могут быть обнаружены в будущем с помощью систем получения высококонтрастных снимков, в частности SPHERE, который будет установлен на телескоп VLT.

24 декабря 2012